Санкт-Петербург
Москва Псков Ростов Сысерть Сызрань Александровск Воркута Кострома Алдан Анапа Мурманск Алупка Анжеро-Судженск Абакан
Назад

Тахограф - обязательное устройство на грузовом и пассажирском автотранспорте

  В Госавтоинспекции МВД России уверены, что использование тахографов позволит сократить аварийность с участием грузового и пассажирского транспорта.

За последние полгода в дорожно-транспортных происшествиях, произошедших по причине нарушения Правил дорожного движения водителями, работающими в сфере грузопассажирских перевозок, погибли более 600 человек и получили ранения свыше 6 тысяч. Аварии, участниками которых становятся водители грузовиков и автобусов, наносят неоценимый урон как человеческим жизням, так и экономической составляющей предприятий.

Одной из самых распространенных причин таких происшествий на дорогах становится не соблюдение водителями режима труда и отдыха, в результате чего водитель становится невнимательным, координация действий нарушается, движения замедляются, и он просто засыпает. Найти решение этой проблемы помог опыт европейских стран, которые с 70-х годов прошлого века строго контролируют соблюдение режима труда и отдыха водителя с помощью тахографа – технического средства, предназначенного для регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, а также о режиме труда и отдыха их водителей. По статистике за последние десять лет применения тахографов в странах Европы количество ДТП снизилось на 22%, а количество ДТП со смертельным исходом – на 55%.

В России оснащение транспортных средств контрольными бортовыми устройствами производится в соответствии с Приказом Минтранса России от 13 февраля 2013 года № 36. При этом оснащаются контрольным устройством не только грузовики, но и автобусы, занимающиеся перевозкой пассажиров. За отсутствие тахографов следуют штрафные санкции: с 1 апреля 2014 года – для транспортных средств с максимальной допустимой массой не более 12 тонн (категории N2 и N3), перевозящих опасные грузы; с 1 июля 2014 года – для автобусов, перевозящих пассажиров (категории М2 и М3) и для грузовиков с общей массой свыше 15 тонн, осуществляющих междугородние перевозки. К 2015 году такими устройствами должны быть оборудованы все транспортные средства, используемые в коммерческой среде. За отсутствие тахографа водитель и владелец автопарка будут оштрафованы: водитель – до 3 тысяч рублей, владелец предприятия, которое осуществляет перевозки, – до 10 тысяч рублей.

Ознакомиться со списком категорий технического регламента о безопасности колесных транспортных средств можно здесь.

Штраф тахограф

Идея применения тахографа возникла в Европе в период бурного развития транспортных перевозок. Для владельцев предприятий появилась необходимость отслеживать транспортные средства, принадлежащие фирме, и наемных работников. На стационарных рабочих местах эта задача не вызывает трудностей, но как быть владельцам автопарков? Ведь автомобиль и водитель практически все свое рабочее время находятся вне территории предприятия, осуществляя перевозки.

Так возникла идея о первых тахографах – устройстве, способном удовлетворить желание владельцев автопредприятий. Предшественником тахографа стал специальный часовой механизм, произведенный одной из старейших немецких часовых фабрик в 1923 году. Это устройство с вибрационным маятником записывало скорость путешествия и время стоянок на небольшом графике, используя тот же принцип, что и операционный самописец на машинах. В 1933 году был разработан один из первых тахографов, управляемых центробежной силой и разработанный в качестве дополнительного блока.

Тахограф – обязательное устройство на грузопассажирском транспорте. Его необходимость обуславливается рядом причин. Контроль водителей с помощью тахографа позволяет сделать точный расчет оптимального количества поездок и километража, понять, возможна ли дополнительная нагрузка, или наоборот, ее надо снизить. Тахограф не дает возможности водителям халатно относиться к своим обязанностям – покрывать время несанкционированного простоя за счет высокой скорости. Но в то же время показания тахографа – правовая защита водителя, так как его показания являются юридически верными данными.

Сегодня тахограф уже не дополнение, а обязательное устройство в автомобилях, совершающих грузовые и пассажирские перевозки на большие расстояния. Главная задача этого устройства – исключить возможность аварийной ситуации, так как самый большой ущерб наносят дорожно-транспортные происшествия с участием коммерческого транспорта. Отдельно стоит вопрос безопасности автобусных перевозок, аварии с которыми наносят серьезный ущерб не только окружающим транспортным средствам, но и пассажирам, находящимся внутри. Основными причинами ДТП с участием грузового и пассажирского транспорта становятся усталость водителя или превышение скоростного режима, допустимого на данном отрезке пути или для данного транспортного средства.

Со своей стороны Госавтоинспекция осуществляет комплекс мероприятий по контролю за соблюдением режима труда и отдыха водителей, осуществляющих деятельность по перевозке грузов и пассажиров, а также по проверке автотранспортных предприятий, занятых в этой сфере.

В рамках проводимой работы по состоянию на июль 2014 года возбуждено более 27 тысяч дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 11.23 КоАП РФ за управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения, и более 400 дел по части 2 той же статьи за нарушение режима труда и отдыха водителей.

Выдано уже свыше 8 тысяч предписаний юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям о приведении конструкции эксплуатируемых ими транспортных средств в соответствие с требованиями Технического регламента, внесено в органы исполнительной власти более 200 представлений о необходимости приведения транспортных средств муниципальных образований в соответствие с требованиями Технического регламента.

Эксперты уверены, что именно тахограф способен не только обеспечить честную конкуренцию, контроль режима труда и отдыха водителей, соблюдение ими скоростных ограничений, но и оказать позитивное влияние на снижение аварийности с участием грузового и пассажирского транспорта.

Источник: Госавтоинспекция МВД России